В Нижнем Тагиле открылись проекты программы 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства: выставка «Тагильская школа. Художники и явления» в кластере «Samoro.doc» и выставка «Сказ о том, как тагильский мальчик Витя Старухин стал японским бейсболистом Виктором Старфином» в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Тагильчане и гости города могут посетить выставки до 10 октября, для жителей других городов организуют автобусные туры.
Выставка «Тагильская школа. Художники и явления»
Она проходит на площадке «Samoro.doc» - здании бывшего училища «Самородок» на проспекте Мира, 49.
«После триумфального шествия по стране выставки «Приручая пустоту», посвящённой полувековой истории современного искусства Урала, Нижний Тагил — как один из важных его центров — ждал исследования собственной художественной генеалогии. Выставка «Тагильская школа. Художники и явления», инициированная куратором программы арт-резиденций 6-й биеннале и ранее куратором «Приручая пустоту», тагильчанином Владимиром Селезнёвым, собранная красноярским куратором и резидентом 6-й биеннале Александром Закировым, впервые проблематизирует феномен «тагильской школы». Это не столько энциклопедическая ретроспектива, сколько попытка выстроить диалоги между художниками, начинавшими творить в середине прошлого века, и теми, кто активен в XXI веке. Секции выставки концептуально структурируют работы 43 художников и художественных объединений, обращая внимание на темы «Коллективности», «Саморепрезентации», «Абстрактности», «Мифологического преломления реальности» и так далее», - рассказывают организаторы.
Впервые в Нижнем Тагиле биеннале провела набор и обучение медиаторов специально для выставки. Медиаторы — это экскурсоводы, которые не только расскажут о произведениях больше, чем можно узнать из этикетки, но и пригласят к беседе, в которой эмоции, взгляды и высказывания зрителей дополняют идеи художников. Медиаторы находятся на площадке в часы работы выставки и всегда готовы ответить на вопросы посетителей.
В апреле здание бывшего училища было заброшено и не использовалось, сегодня там открылся первый культурный проект. В ближайшее время будут созданы возможности для творческой реализации жителей всех возрастов.
«Важно, чтобы творческая молодежь – и художники, и предприниматели – имели возможность реализовать себя в своих родных городах, чтобы не уезжали за мечтой в Екатеринбург, Москву и далее. Подобные проекты внушают уверенность, что у Нижнего Тагила и других городов Свердловской области есть перспективы воспринять успешный опыт мировых малых городов и развиваться в логике новой экономики, основу которой создают креативные индустрии. Проект биеннале и первое креативное пространство в Нижнем Тагиле могут стать прекрасным началом и фундаментом новой экономики в традиционно индустриальном городе», – сказала региональный министр инвестиций и развития и идеолог проекта создания креативных кластеров в Свердловской области Виктория Казакова.
Режим работы выставки «Тагильская школа. Художники и явления» в кластере «Samoro.doc»:
- среда—пятница: 14:00—20:00;
- суббота—воскресенье: 12:00—20:00;
- понедельник, вторник — выходные.
Адрес: Нижний Тагил, пр. Мира, 49 вход свободный.
Бесплатные экскурсии по выставке с медиатором: обзорные экскурсии проводятся в будние дни в 18:00; в выходные: 12:00, 15:00, 18:00. Продолжительность — 1-1,5 часа. Предварительной записи не требуется.
Выставка проходит при поддержке Министерства инвестиций и развития Свердловской области, Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства и ЕВРАЗа.
Выставка «Сказ о том, как тагильский мальчик Витя Старухин стал японским бейсболистом Виктором Старфином»
Художник Икуру Куваджима впервые представляет легендарного японского бейсболиста-тагильчанина Виктора Старухина его родине. Старухин родился в Нижнем Тагиле в 1916 году, а после революции эмигрировал вместе с родителями. В Японии он стал профессиональным бейсболистом и сделал блестящую карьеру в этом спорте. Помимо архивных материалов о Старухине, на выставке представлены японско-тагильские коллажи, показывающие воображаемые сюжеты возвращения японского героя-бейсболиста обратно на родину, которую он покинул во время гражданской войны.
Виктор Старухин (р. 1916) — легендарный японский бейсболист-белоэмигрант, родившийся в Нижнем Тагиле. После революции Старухин с отцом Константином, бывшим царским офицером, и матерью Евдокией нашли убежище в Харбине и затем эмигрировали в Японию в 1925-м. На протяжении своей двадцатилетней блистательной карьеры Старухин долго выступал самым лучшим питчером в лиге, побив множество рекордов и оставив свое имя в истории Японии. После смерти Старухина бейсбольный стадион в городе Асахикава, где вырос Старухин, был назван в честь него, и японские СМИ продолжают рассказывать о его выдающейся карьере и весьма необычной жизни по сей день.
Проект Куваджима также совпал с недавним запуском первой в Нижнем Тагиле бейсбольной команды и по инициативе художника Уральская индустриальная биеннале и Центр развития спорта совместно построили в честь Виктора Старухина бейсбольное поле в пригороде в поселке Горноуральский, где базируется команда. Художник документировал процесс создания поля и фотографировал вторых после Старухина тагильских бейсболистов для выставки.
В выставочном пространстве также экспонируются тизер документального кино о Старухине, снятого болгарско-американским режиссером Чавдаром Георгиевым, картины живущего в США внука Старухина, Тери Огата, и архивные фотографии Олега Старухина, оставшегося в Тагиле родственника Виктор Старухина. Большая часть архивных фотографий Старухина была предоставлена Натальей Старухиной, дочкой Виктора Старухина и автора нескольких книг о своем отце.
Режим работы выставки «Сказ о том, как тагильский мальчик Витя Старухин стал японским бейсболистом Виктором Старфином» в Нижнетагильском музее изобразительных искусств:
- вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 9:30—18:00
- четверг: 10:30–19:00
- понедельник — выходной
Адрес: Нижний Тагил, ул. Уральская, 4. Вход — 50 руб.; 30 руб. — для студентов, пенсионеров, лиц младше 18 лет.
Резиденция Икуру Куваджима в Нижнем Тагиле реализуется при поддержке Отдела японской культуры «Japan Foundation» во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы и Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Уральская индустриальная биеннале — один из крупнейших регулярных международных проектов в области современного искусства в регионах РФ, участие в котором приняли более 300 художников из 52 стран. Темой проекта стала измененная цитата из Екклесиаста «Время обнимать и уклоняться от объятий». Площадками проекта в Екатеринбурге стали Цех автоматизированного механообрабатывающего производства Уральского оптико-механического завода им. Э. С. Яламова (входит в Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех), Екатеринбургский государственный цирк, бывший кинотеатр «Салют» и Главпочтамт.