Тагильский металл использовался при возведении Статуи Свободы в Нью-Йорке. Такое безапелляционное утверждение содержится в статье Википедии про Нижний Тагил. Ей вторят множество заметок на русскоязычных сайтах: да, из меди, добытой в Нижнем Тагиле, была отлита оболочка знаменитой американской статуи. При этом в иностранных источниках про причастность России упоминаний практически нет. Мы попытались разобраться, где тут правда.
Голова статуи на Всемирной выставке в Париже, 1878 год (с) wikipedia.org
Статуя Свободы - это подарок Франции к столетнему юбилею декларации независимости США в 1876. По договоренности американцы должны были построить пьедестал, а французы под руководством скульптора Фредерика Бартольди - саму статую. Из-за нехватки средств работы затянулись, и закончен и доставлен на Манхэттен подарок был только через десять лет. Вместе с пьедесталом огромная статуя весит 204 тонны, причем на медную облицовку, по разным источникам, приходится от 30 до 90 тонн. Но вот в вопросе о том, откуда они взялись, согласия нет.
Фотооткрытка 1900 года (с) Detroit Photographic Company
На звание поставщика меди для Статуи Свободы претендуют сразу несколько стран: кроме России легенда о причастности к масштабному проекту есть, например, у Армении. Как рассказал историк и сотрудник Национального музея Статуи свободы Барри Морено, медь для статуи могла поступить из разных источников, но окончательно они не установлены и по сей день. Анализ меди указывает, что одним из поставщиков, вероятно, была норвежская шахта в Камёе. Также известно, что часть листовой меди пожертвовал французский промышленник Пьер-Эжен Секретан, чьи заводы закупали сырье, в частности, в Испании и Южной Америке.
Что же касается России, то тут степень неясности возрастает еще сильней. Как прокомментировала сотрудница Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" Татьяна Смирнова, тагильская медь действительно могла быть использована в покрытии, но документальных свидетельств этого пока обнаружить не удалось. Впрочем, причастность Нижнего Тагила к американскому символу уже прочно закрепилась в народном сознании, и у легенды есть свои сторонники и противники.
Несмотря на удаленность Урала от европейских столиц, о тагильских металлах в 19 веке в Европе знали. По данным исторического архива Нижнего Тагила, местные заводы участвовали во Всемирных выставках в Лондоне и Париже и получали награды. Владельцы тагильской металлургической империи промышленники Демидовы активно привлекали к работе на своих заводах иностранцев. Сторонники легенды уверены, что все это косвенно указывает на то, что тагильская медь все-таки попала в оболочку Статуи Свободы. Отсутствие же документов они объясняют историей масонства в России. Якобы и скульптор Бартольди, и автор идеи создания статуи, писатель и политик Эдуард Рене дэ Лабулэ, были масонами, а поскольку после восстания декабристов Николай I запретил масонские ложи, российские промышленники не могли открыто поддержать французский проект.
Пока ученые ищут истину, а заинтересованные стороны строят конспирологические теории, художники пытаются осмыслить легенду о происхождении меди для Статуи Свободы. В 2015 уральские художники из группы Project 59 провели серию выставок в России и США под названием "Оболочка свободы. Сломано/Сделано". На примере легенды о тагильской меди они предложили зрителям поразмышлять о зарождении индустриализации в Нижнем Тагиле и Нью-Йорке.
Фото с выставки в Челябинске (с) oknogallery.ru
По материалам моногорода.рф