Кадровые изменения на «Уралвагонзаводе», в результате которых предприятие покинул экс-полпред президента в УрФО Игорь Холманских, произошли из-за многомиллиардных долгов, закредитованности и судебных исков. Об этом сообщает URA.RU со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
Для устранения риска ликвидации предприятия создана новая схема корпоративного управления «Уралвагонзаводом».
«Все акции предприятий, входящих в зону влияния УВЗ, перешли от завода к созданному в 2018 году одноименному концерну, который не имеет долгов и обязательств перед кем-либо. Все долги остались на заводе, который как юрлицо может проходить через любые процедуры, включая банкротства», — уточнил собеседник.
По словам инсайдера URA.RU, придуманный маневр позволяет избежать ликвидации производства в результате претензий кредиторов и взыскателей.
По данным картотеки Арбитражного суда Свердловской области, УВЗ ранее уже пытались обанкротить девять раз. Последний иск был подан в апреле 2018 года от компании из Екатеринбурга «Дельтасвар» на сумму 43,8 млн рублей. В результате фирма спустя неделю после обращения забрала заявление и процедура банкротства не была запущена. Согласно картотеке, областной арбитраж был готов признать «Уралвагонзавод» несостоятельным и ввести процедуру наблюдения, а также утвердить временного управляющего.
Генеральный директор АО НПК «Уралвагонзавод» стал главой нового концерна
Сейчас против УВЗ банкротных дел нет, но в качестве ответчика завод участвует в экономических спорах на сумму 3,3 млрд рублей. Последнее делопроизводство — иск от инженерно-консалтинговой фирмы «Солвер» (Воронеж) на сумму 1,3 млрд рублей: истцы обвиняют УВЗ в срыве реализации федеральной программы по полному переоснащению одного из цехов. Ответчик не согласен с заявленными требованиями. Ближайшее заседание арбитража запланировано на 26 февраля.
О плачевном состоянии предприятия говорят и его долги, пишет издание. В последнем отчете Уралвагонзавода по итогам третьего квартала 2019 года указано, что общий размер кредиторской задолженности составлял 73,4 млрд рублей. Из этой суммы — 5,95 млрд рублей просрочены (большая часть — перед поставщиками и подрядчиками).
При этом чистая прибыль за девять месяцев 2019 года составила три миллиарда рублей, тогда как годом ранее (аналогичный период) этот показатель составлял 9,4 млрд рублей. Чистая прибыль упала в три раза за счет падения выручки (с 71 млрд рублей до 53 млрд рублей).
Читать по теме: «Ростех» создал новый концерн «Уралвагонзавод». Никто не знает зачем, но компания уже закупила вагонов у АО «НПК «Уралвагонзавод» на миллиарды
По мнению экономиста Виталия Калугина, УВЗ и дальше будет терпеть финансовые потери.
«Деньги с гособоронзаказа 2017—2018 годов кончились. Гособоронзаказ УВЗ не вытащил. Гражданская продукция имеет высокую конкуренцию. Есть множество частных заводов, где более эффективный финансовый и операционный менеджмент. Что касается танкового направления — у УВЗ идет ремонт старых Т-72, Т-90. Модернизация много денег не приносит», — уточнил Калугин.
Его коллега Константин Селянин в беседе с URA.RU предположил, что для улучшения ситуации на предприятии меняется структура управления.
«Решения будут теперь приниматься на более высоком уровне. „Ростех“ как акционер продолжает отвечать за финансовое положение всех предприятий», — уточнил Селянин.
Напоним, что экс-полпред Холманских покинул завод из-за изменений в системе управления. Его место в совете директоров УВЗ занял бывший гендиректор предприятия Александр Потапов. Теперь последний сможет контролировать как оперативное (он является руководителем концерна), так и стратегическое развитие завода (председатель совета директоров УВЗ). Сам Холманских получит пост в одном из предприятий концерна «Уралвагонзавода». Какого именно - не сообщается.