«Уралвагонзавод» хочет попросить у правительства госгарантии на 60 млрд рублей и еще 30 млрд рублей в уставный капитал, заявил в интервью ТАСС гендиректор предприятия Олег Сиенко. По его словам, предприятию нужно поддерживать инвестиционные и социальные программы, а также покрыть образовавшийся из-за падения рубля кассовый разрыв. «Сейчас образовался кассовый разрыв в оплате за станки и оборудование, например, которые изготавливались в течение 12 месяцев и сейчас в пути. То есть оплата их закладывалась по курсу 30 рублей за доллар, а сейчас он 60», — сказал Сиенко.
Эта сумма не включает 15 млрд рублей госгарантий, которые УВЗ ранее попросил на поддержку Челябинского тракторного завода, подчеркнул гендиректор госкорпорации.
Мерой, которой правительство могло бы поддержать вагоностроителей, Сиенко в очередной раз назвал запрет на эксплуатацию старых вагонов. «Вот вы приходите в магазин, берете продукт, у которого срок годности 10 дней, а потом вдруг администрация создает какую-то комиссию и говорит: «В стране не хватает продуктов (хотя их там перебор), давайте перебьем дату и опять будем продавать». Это опасно для жизни и для здоровья! Грубо, но зато близко к тому, что происходит сейчас в вагоностроении. Именно непринятие своевременных решений и привело к кризису на рынке подвижного состава», — пояснил он.
«Сейчас банки, которые выдавали кредиты отрасли, рассчитывая на ее стабильность, оказались брошенными, — сказал Сиенко. — Они рассчитывали на ставку в 1-1,2 тыс. рублей за аренду вагона в сутки, а сейчас она составляет 400 рублей. Во-вторых, производство — это не выключатель, который можно сегодня выключить, а завтра включить — это огромное количество смежников.
И потом, мы понимаем, что 200 тыс. вагонов, которые стоят на путях,—это металлолом почти на 80 млрд рублей. Их легче порезать и купить новые, инновационные. Это позволило бы операторам и инвестпрограммы свои выполнить, и нас поддержать».
«К тому же сейчас бешеный рост цен на сырье, например, на металлы—до 60%, — удивляется Сиенко. — Почему? Зарплаты повысили? Нет. Стоимость топлива выросла? Нет. В то же время экспортный потенциал у металлургов увеличился на 20%. Я к такому росту цен вообще никаких предпосылок не вижу. Везде в мире цена падает, а мы все по Лондонской бирже живем, находясь в России. Тогда и газ получайте по европейским ценам, и электроэнергию, перевозку, как в Лондоне, к примеру. И пошлину платите тогда нормальную, а государство нам будет компенсировать. Мы же не продаем вооружение или те же вагоны на Лондонской бирже».
«Недавно было отраслевое совещание под председательством главы правительства, на котором мы предлагали выдать госгарантии основным производителям. Думаем, стоит рассмотреть этот вопрос не только для производителей, но даже для ведущих транспортных компаний, чтобы стимулировать покупку подвижного состава», — напомнил он.
По словам Сиенко, без «стимулов со стороны государства, без налаженной работы, без списания старого подвижного состава нам будет крайне сложно работать» [в вагоностроении].
Сиенко не гарантирует, что УВЗ сохранит сотрудников на работе. «Я первый сокращусь, если экономическая ситуация дойдет до абсурда, — говорит он. — Все, что я обещал до этого сотрудникам, я выполнял. Но я не могу обещать то, на что повлиять не в моих силах. Мы пока терпим, содержим кадровый потенциал предприятий, но обещания, которые мы получаем, не могут тянуться неделями, месяцами. Но нельзя же в топку не подбрасывать дров, а потом надеяться, что все время будет тепло. Надо бросать дрова сегодня и сейчас, иначе все потухнет и, возможно, надолго».