Экспорт стали из России балансирует на грани рентабельности из-за падения цен на мировых рынках и роста транспортных расходов. Из-за санкций для отечественных металлургов закрылись европейские рынки, а транспортировка металла на восток стала чрезвычайно дорогой: она составляет до 30% от конечной цены, сообщает «Коммерсант».
По данным замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило, погрузка на экспорт черных металлов в сентябре сократилась на 43%. Он отмечает, что металлургам стало невыгодно везти свою продукцию при текущих ценах на металл — раньше транспортные расходы составляли не более 10%.
Цена горячекатаного проката на базисе FOB China сейчас находится на уровне $560–570 за тонну, что на 35% ниже февральского пика в $890 за тонну. Укрепление рубля и общая производственная инфляция привели к росту себестоимости производства стали в России: по горячему прокату она может превышать $400–450 за тонну. Дополнительно из-за санкционного давления отечественным металлургам приходится давать скидки на свою продукцию. По словам источников издания, еще летом наблюдались прецеденты отрицательной рентабельности при экспорте, которая доходила до –50%.
Теперь металлурги просят от железнодорожников скидку на перевозку, а с правительством прорабатывается вопрос субсидирования перевозок.
Сложную ситуацию в металлургической отрасли демонстрируют котировки компаний: акции «Северстали» и Магнитогорского металлургического комбината с начала года рухнули в три раза, торги бумагами EVRAZ в Лондоне по-прежнему приостановлены.