В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила

«Невидимые» достопримечательности Беларуси: дороги

Развитие дорог с самого начала нельзя отделить от развития человеческих поселений, ибо именно с ними они тесно взаимосвязаны. С формированием структуры городов в феодальный период возрастает влияние на этот процесс направлений дорог. Городская застройка развивается вдоль важнейших путей, выходящих из города. И сегодня, даже отправляясь в обычный рядовой отпуск в Беларусь, мы думаем о дороге как о чем-то сакраментальном, символическом.

Характерна традиция называть городские улицы именем города, к которому ведет улица, переходящая в дорогу того же направления. В белорусских городах эпохи феодализма насчитываются десятки улиц, по названиям которых мы можем судить о направлениях основных дорог. Таковы Виленская, Новодворская улицы в Гродно (1561 г.), Кобринская, Виленская, Пинская улицы в Бресте (XVI—XVII вв.), Смоленская, Витебская улицы в Орше (XVII в.), Шкловская, Мстиславская улицы в Могилеве (XVI—XVII вв.) и др.

Изучение планов белорусских средневековых городов также показывает вдумчивому исследователю прямую связь загородных дорог с системой улиц. Застройка сосредоточивается вдоль основных дорог, которые естественно входят в город и сходятся на рыночно-торговой площади, являющейся коммуникационным н градостроительным узлом города — его центром.

Эти традиции характерны и для последующего развития городов в XVIII—XIX вв. Облик белорусских дорог феодальной эпохи отражает уровень развития экономики и культуры, в том числе строительства и архитектуры того периода. Характерная черта белорусских дорог XVI—XVIII вв.— достаточно четкое их направление. Однако сухопутные пути средневековой Беларуси, по которым и сейчас вы можете проехать в рамках многочисленных туров по республике https://888travel.ru/tours/belarus, еще весьма несовершенны.

Дороги еще не строились, а только поддерживались, исправлялись. Но уже в XVII—XVIII вв. мы встречаем упоминания о строительстве дорог с самого начала. Первое такое свидетельство—грамота Сигизмунда III 1615 г., предписывающая начать строительство дороги из Слуцка в Минск. По указанию М. Бутримовича строится дорога из Пинска на Волынь в 1778—1784 годах.

Сложившиеся естественным путем на протяжении веков дороги были связаны с ландшафтом местности. Лента дороги не пересекала какие-либо препятствия, а обходила их стороной, делая резкие повороты, часто изменяя свое направление, повторяла изменения рельефа, что затрудняло проезд по ней. Обычный вид транспорта для того времени — конный: использовались повозки, подводы, кареты, фуры, что придавало дороге двухколейный характер. В значительной степени дорогу поддерживало самое движение по ней, однако в Статутах Великого княжества Литовского были установлены наказы помещикам поддерживать состояние дорог. Помещикам предоставлялось право взымать налог с проезжающих купцов на ремонт дорог.

Наверх