В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Новости Тагила в Telegram: t.me/v_tagile

«Не хватает средств, оборудования и сотрудников». У музеев могут отобрать экспонаты, если их не успеют их оцифровать

Минкультуры потребовало от всех музеев России перевести все коллекции в электронный вид.

Музеи Нижнего Тагила должны оцифровать все имеющиеся у них экспонаты к 2025 году, следует из приказа Минкультуры, сообщает ИА «Все новости». Для этого местным учреждениям культуры на первом этапе требуется 400 тысяч рублей. Деньги пойдут на приобретение оборудования для оцифровки – фотоаппаратуры, принтеров и другой необходимой техники. Половину из этой суммы при корректировке бюджета попросила перераспределить начальник управления культуры мэрии Светлана Юрчишина.

Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Минкультуры потребовало от всех музеев России перевести все коллекции в электронный вид. Коллекции музеев делятся на две части: государственную и негосударственную, принадлежащую муниципалитету. Государственная часть экспонатов может быть изъята, если через 7 лет учреждения не внесут данные в КАМИС – комплексную автоматизированную музейную информационную систему. Сами хранилища культуры по мере сил вносят данные в общую базу. Елена Ильина, замдиректора по науке Нижнетагильского музея изобразительных искусств, описала, как выглядит этот процесс.

«В Госкаталог мы должны отправлять по 2 тысячи экспонатов в год. Для того, чтобы оцифровать предмет, нужно, во-первых, очень качественно сфотографировать его со всех сторон. При этом должны быть видны все мелкие детали. Также необходимо внести множество данных: точные измерения, материал, дату и место изготовления, автора экспоната – всего около сотни пунктов», — рассказала ИА «Все новости» Елена Ильина.

Государственный каталог музейного фонда России
Государственный каталог музейного фонда России

Таким образом, в Государственный каталог музейного фонда России каждый экземпляр вводится вручную. Из-за этого возникает множество проблем. На первом месте – нехватка квалифицированных кадров, которые готовы заниматься монотонной, трудной работой, для которой требуется внимательность к деталям. По словам Светланы Юрчишиной, в музей-заповедник «Горнозаводской Урал» в идеале нужны 96 сотрудников именно для оцифровки, но из-за ограниченности в средствах будут приняты только 20. В музей искусств для такой работы требуются не менее 15 человек, однако принять смогут всего двух.

«Принимать людей для оцифровки начнем в следующем году и продолжим в 2020. Это минимальное количество человек, которые смогут оцифровать такой огромный массив данных. Например, только в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» нужно привести в электронный вид больше 9 тысяч предметов, а в музее искусств – 4 тысячи», — рассказала Светлана Юрчишина.

Еще одна сложность – зачастую не хватает данных об экспонате. Как объясняет Елена Ильина, бывает, что нет автора, нет даты создания. Научным сотрудникам приходится искать эту информацию в различных справочниках и каталогах. В музее изобразительных искусств говорят, что главное – отправить полностью готовые описания и фотографии экспонатов в Госкаталог.

С похожими проблемами сталкиваются учреждения культуры в других российских городах. Как рассказал изданию Валерий Карпов, директор музея изобразительных искусств Ирбита (Свердловская область), им для оцифровки и передачи данных в Госкаталог не хватает оборудования – специальных сканеров для книг. Музейная библиотека насчитывает более 11 тыс томов, посвященных искусству.

Ирбитский музей изобразительных искусств
Ирбитский музей изобразительных искусств

«Да, не совсем достаточно техники, но то, что есть, мы используем на полную мощность. Оцифровкой у нас занимаются научные сотрудники в рамках своей деятельности, принимать дополнительный персонал мы не планируем», — говорит Карпов.

Сейчас Ирбитский музей искусств оцифровал более 12 тысяч экспонатов, в их числе – различные документы, редкие книги. За следующие год-полтора в учреждении культуры планируют перевести в электронный вид еще около 1,5 тысяч экземпляров из коллекции музея. Валерий Карпов уверен, что оцифровка необходима. Это связано с тем, что экспонаты могут быть утеряны по независящим от музейщиков причинам. Как пример он привел годы Великой Отечественной войны – в то время музеи, которые эвакуировали из опасных районов, утратили множество редких экспонатов, найти их сейчас не представляется возможным. Один из ярких примеров — Янтарная комната – шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший в военные годы.

Янтарная комната
Янтарная комната

Согласна с мнением коллег и заместитель директора по научно-исследовательской работе Дарвиновского музея (Москва) Татьяна Кубасова.

«Фотографии и данные необходимо загружать в Госкаталог. Другое дело, что надо делать это так, чтобы им было удобно пользоваться, должны быть фото определенного размера, четкие, понятные, с разных ракурсов. Мы уже несколько лет ведем планомерную работу по оцифровке, за все время загрузили в Госкаталог более 28 тыс экспонатов из коллекции нашего музея. Конечно, это не все экземпляры», — рассказала Кубасова.

Государственный Дарвиновский музей
Государственный Дарвиновский музей

В таком крупном хранилище, как Дарвиновское, нет проблем с оцифровкой, как у региональных музеев. По словам Татьяны Кубасовой, у них достаточно и оборудования, и специалистов для этой работы.

По общему мнению опрошенных сотрудников музеев, оцифровка экспонатов нужна не только для того, чтобы выполнить приказ Минкультуры, но и чтобы сохранить память для будущих поколений.

Текст: Юлия Клокова/vsenovostint.ru

В Тагиле.ру - Новости Нижнего Тагила
Наверх